Суть метода в том, чтобы в полном объёме использовать врождённую способность человеческого организма приспосабливаться практически к любым условиям среды за счёт использования своих физических и психических возможностей, которые, как мы знаем из различных источников, могут быть поистине безграничны.
Подробнее о некоторых из них можно узнать из работ В.М. Бехтерева, Х. Алиева, Л.П. Гримака, не говоря о, ставших легендарными, способностях буддистких монахов или йогов.
Опираясь на их научно-экспериментальные работы можно сделать два основополагающих вывода:
- Каждому человеку присущ определённый, общий для всех, набор скрытых возможностей
- Организм имеет возможность самостоятельно, без прямого участия сознания находить путь пробуждения и реализации своих скрытых возможностей.
- Для их проявления необходимы особые условия, отсутствующие в обычной жизни.
Метод сознательного управления нейронными сетями организма с теоретической точки зрения является практической реализацией теории функциональных систем академика П.К. Анохина и основан на трудах Гегеля по диалектике, академика Опарина А.И. о возникновении жизни на земле, академика Вернадского В.И. по ноосфере, академика Бехтерева В.М. по коллективной рефлексологии, работ академика И.П. Павлова и И.М. Сеченова, теории кортико-висцеральной патологии К. М. Быков (1947), И. Т. Курцин (1956), В. Н. Черниговский (1960) и теоретических основах НЛП.
Сегодня Человеческий организм является самой сложной живой функциональной системой на Земле, главной целью которой, как и у всех остальных живых существ, является как можно более долгое сохранение работоспособного состояния, то есть сохранение своей жизни. Как и любая живая функциональная система, человек находится в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому главным условием достижения основной цели его существования является сохранение этого равновесия, потому что любое его нарушение в конечном счёте ведёт организм к гибели.
Таким образом, стремление человеческого организма к сохранению состояния равновесия всех процессов является основным системообразующим фактором, которому подчинена вся деятельность организма. В условиях постоянно меняющейся внешней среды и протекающих внутренних обменных процессов для достижения равновесия необходимо непрестанно подстраиваться к ним, что объясняет существование подчинённых системообразующих факторов, коими для примера являются уровни кислорода или глюкозы в крови. В совокупности формируется целая иерархия взаимосвязанных системообразующих факторов, имеющих как физиологическое, так и психологическое происхождение. Внешне физиологические системообразующие факторы мы воспринимаем в виде ощущений, психологические, как желания.
За координацию в реализации всего этого бесчисленного многообразия систестемообразующих факторов отвечает центральная нервная система (ЦНС). Успешно справляться с этой задачей ЦНС начинает только после периода самообучения этому процессу, состоящему для человека из трёх налагающийся друг на друга периодов.
Первый внутри плодный или внутриутробный, в течении которого ЦНС учится координировать работу внутренних органов и систем ещё не родившегося организма. Второй период наступает после рождения, когда ЦНС учится координировать работу организма в условиях меняющейся внешней среды и третий - это период социальной адаптации, который присущ только человеку и частично высшим млекопитающим.
Главным в этом процессе является механизм обучения, то как он происходит! При возникновении условий, которые могут привести к нарушению равновесия в организме, посредством многочисленных рецепторов, мозг получает об этом информацию, которая поступает в соответствующую зону ЦНС. Поступление такого сигнала вызывает возбуждение некоторого количества нейронов и образуется очаг доминантного возбуждения. Его величина и количество вовлечённых нейронов напрямую зависит от значимости поступившего сигнала. Возбуждение этих нейронов ведёт к изменению работы связанных с ними структур организма и информация о полученном результате поступает в ЦНС. Если в результате угроза нарушению стабильности уменьшается, то результат возникших нейронных ответов фиксируется и при повторениях ситуации неэффективные ответы отсеиваются. Так формируются условные рефлексы и целые паттерны поведения, которые являются динамическим комплексом сформировавшихся рефлексов.
Такой путь поиска живым мозгом пути восстановления неустойчивого равновесия и является Нейронной сетью.
В случае отсутствия удовлетворительного результата угроза равновесию усиливается и в процесс вовлекается большее количество нейронов до достижения положительного результата.
В процессе обучение, количество полученных навыков нарастает и, соответственно, частота возникновения ситуаций, требующих формирования новой нейронной сети падает, а сила сигнала, требующегося для зарождения новой НС резко возрастает.
Поэтому взрослому организму для возникновения новой НС требуется раздражитель, для удовлетворения которого недостаточно уже существующих навыков, главным из которых является умение избегать или игнорировать тревожащей ситуации, что наиболее наглядно проявляется в патогенезе хронических заболеваний.
Таким образом, несмотря на потенциальную возможность организма самостоятельно, с математической точностью, найти путь решения практически любой задачи необходимо сначала стимулировать формирование в мозге новой НС для решения поставленной задачи. Сделать же это можно только если проблема не решается с помощью уже имеющихся навыков, а раздражитель по своей силе и значимости многократно превосходит все стоящие перед организмом текущие задачи. При этом возникающий очаг возбуждения должен иметь лёгкий доступ к свободным зонам нейронных полей.
В истории человечества мы имеем несколько примеров интуитивного использования методов быстрого обучения, путём стимуляции формирования новых НС, частично соответствующих вышеуказанным условиям. Это всем известная психиатрическая больница Бедлам, а также некоторые методы обучения бойцов специального назначения.
Конечно данные методы неприменимы к обычным людям. Главным условием появления новых НС во всех этих методах является наличие жгучего желания, как правило, связанного с стремлением избежать непереносимой боли или страха. Однако, современные психотерапевтические методы позволяют вызывать положительные переживания, сравнимые по интенсивности.
Кроме того, исследования мозга показывают, что нейронные поля, вовлечённые в рефлекторную деятельность и не вовлечённые (свободные) обладают разной электрической активностью, что ясно видно при изучении ритмов мозга.
Это даёт техническую возможность целенаправленно возбуждать ещё незадействованные в рефлекторной деятельности нейронные поля для облегчения формирования новых НС.
Вывод:
Таким образом, метод сознательного управления нейронными сетями организма позволяет целенаправленно стимулировать образование в мозге новых НС, которые с компьютерной точностью в кратчайшие сроки способны решить любую интеллектуальную задачу биологического, социального или эзотерического характера.